Уильямс (Williams), Теннесси

Уильямс (Williams), Теннесси
   ; наст, имя Томас Ланир [Lanier]
(26.111.1911, Колумбус, Миссисипи - 25.11.1983, Нью-Йорк)
 драматург, прозаик, поэт.
   Отец-коммивояжер рано оставил семью, и воспитанием детей занималась мать; впоследствии юный Уильямс провел несколько лет у деда, священника епископальной церкви. Сменил немало занятий, три года работал клерком в обувной компании. Учился в университетах Миссури (1933–1935) и Айовы (1938) и Вашингтонском университете в Сент-Луисе (1936–1937). Там же были поставлены его первые, одноактные пьесы. Премия на конкурсе молодых драматургов, проводившемся труппой «Груп тиэтр», упрочила желание Уильямса целиком заняться литературным трудом. Провал в Бостоне его первой многоактной пьесы «Битва ангелов» (Battle of Angels, 1940) не охладил начинающего автора. В 1944 г. с большим успехом был показан в Нью-Йорке «Стеклянный зверинец» (The Glass Menagerie, Пр. нью-йоркских театральных критиков). В 1947 г. Э. Казаном при участии М. Брандо и Дж. Тэнди (в фильме ту же роль превосходно исполнила Вивьен Ли) был поставлен «Трамвай „Желание“» (A Streetcar Named Desire, Пулитц. пр.). Пьеса закрепила положение Уильямса как одного из ведущих драматургов США и принесла ему международное признание.
   В этих пьесах определился его творческий почерк как драматурга лирического склада, тонко владеющего приемами психологического письма. Грубой, безобразной, безжалостной действительности Уильямс противопоставил идеал хрупкой, возвышенной, но обреченной на поражение красоты. В такой разработке конфликта отразилось неприятие драматургом американской современности: общество не только ставит человека на грань нищеты, порождает жестокость и насилие, но убивает высшие стремления и идеалы.
   Изображая распад мира маленьких людей, автор «Стеклянного зверинца» (пьесы во многом автобиографической) избегает лобовой постановки социальной темы - она вырастает из общего контекста драмы. Несомненная удача в пьесе - образ Аманды, в котором патетика и трагизм сочетаются с гротеском, сентиментальностью, юмором и иронией.
   Свой идеал Уильямс воплотил в нежном и поэтическом образе Лауры. Дальнейшим его развитием стал образ героини «Трамвая „Желание“», решенный в остро-драматическом ключе. Характер Бланш строится на сочетании светлых и темных сторон, представленных с поразительной объективностью и чувством меры. Ей противостоит Стэнли Ковальски - олицетворение жестокости, попирающей духовные ценности. Отмеченная необычайной тонкостью и глубиной психологического анализа, остротой постановки социальных проблем, пьеса представляет яркий пример современной трагедии. По существу, эти две ранние пьесы остались вершиной в творчестве Уильямса.
   Довольно близка к ним по интонации пьеса «Лето и дым» (Summer and Smoke, 1948), но ее конфликт заметно сужен, а действие излишне схематизировано.
   В конце 40-х - начале 50-х гг. критики нередко называли Уильямса певцом упадка. Словно бросая им вызов, он создает «Вытатуированную розу» (The Rose Tattoo, 1950) и «Кошку на раскаленной крыше» (Cat on a Hot Tin Roof, 1955, Пулитц. пр.), поставив в их центр здоровую, жизнелюбивую натуру. Однако образы героинь, Серафины и «кошечки» Мэгги, лишены глубокого духовного содержания, присущего образам Лауры и Бланш. К этой группе примыкает Camino Real (1953), название которой может быть переведено как «Путь действительности» и «Королевский путь», однако использование чуждых художественной натуре Уильямса приемов экспрессионистского театра не увенчалось успехом.
   В дальнейшем в его творчестве наблюдается кризис, связанный с нарастанием модернистских тенденций. Драматизм пьес усиливается, но за счет обострения болезненных мотивов в раскрытии внутреннего мира человека. Существенным моментом в характеристике персонажей становятся патологические извращения. В действии обыгрываются такие акты проявления жестокости, как каннибализм, кастрация и т. п. Усиление этих мотивов, особенно ощутимых в пьесах «Неожиданно прошлым летом» (Suddenly Last Summer, 1958), «Сладкоголосая птица юности» (Sweet Bird of Youth, 1959), «Молочные реки здесь пересохли» (The Milk Train Doesn't Stop Here Anymore, 1964), связано с атмосферой, сложившейся в эпоху маккартизма и порождавшей настроения безысходности и отчаяния.
   Наибольший интерес из произведений рубежа 50-х - 60-х гг. представляют «Орфей спускается в ад» (Orpheus Descending, 1957) и «Ночь игуаны» (The Night of the Iguana, 1962), где особенно удались драматургу образы людей, отстаивающих истинное достоинство, человечность, духовную красоту (Леди, Вэл, Ханна Джелкс). Расист и насильник Джейб Торренс олицетворяет жестокость и стяжательство.
   Для пьес этого времени характерно мифологизирование действия посредством ассоциаций с христианским и античными мифами. Порой это усиливает выразительность образа (уподобление Орфею бродячего певца Вэла), но чаще подобные аналогии затемняют смысл центрального конфликта.
   В конце 60-х гг. мифологические мотивы почти полностью исчезают из пьес Уильямса. По форме они приближаются к его ранним произведениям - исключение составляет пьеса «Крик» (Outcry, 1973), использующая форму «театра-в-театре» (и имеющая несколько вариантов с разными названиями). Однако в мотивировке действия и обрисовке персонажей по-прежнему большое место отводится патологическим отклонениям психики. Вместе с тем в них находят отражение многие уродливые стороны американской действительности: расовый конфликт («Царствие земное», Kingdom of Earth, 1968), отчуждение («Предупрежденье малым кораблям», Small Craft Warnings, 1972), разгул насилия и жестокости (Vieux Carre, «Старый квартал», 1977). Среди его последних пьес теплотой и задушевностью выделяется «Прекрасное воскресенье для пикника» (Lovely Sunday for Creve Coeur, 1980).
   Многие пьесы Уильямса экранизированы (он также автор ряда оригинальных сценариев). В фильмах и спектаклях принимали участие выдающиеся актеры: Лоретт Тейлор, Анна Маньяни, Кэтрин Хэпберн, Элизабет Тейлор, Ава Гарднер.
   Проза Уильямса по тематике, образному строю и стилю близка его драматургии с ее сильными и слабыми сторонами; ему принадлежат новеллистические сборники «Однорукий и другие рассказы» (One Arm and Other Stories, 1948), «Трое игроков в летние игры» (Three Players of a Summer Game, 1960), «Карамель» (Hard Candy, 1954), «Странствия рыцаря» (The Knightly Quest, 1967), «Bo семь смертных дам в состоянии одержимости» (Eight Mortal Ladies Possessed, 1975), повесть «Римская весна миссис Стоун» (The Roman Spring of Mrs. Stone, 1950), роман «Моиси и мир разума» (Moise and the World of Reason, 1976), а также «Мемуары» (Memoirs, 1975).
   Как поэт Уильямс начал печататься в 40-е гг. Он автор двух поэтических сборников: «В зиме городов» (In the Winter of Cities, 1956) и «Андроген, любовь моя» (Androgene, mon amour, 1977). Поэзии Уильямса тоже свойственно сочетание тонкого лиризма, романтической приподнятости с натуралистическими, даже болезненными мотивами.
   На русском языке выходили сборники «Стеклянный зверинец и еще девять пьес» (1967), «Римская весна миссис Стоун. Рассказы. Эссе» (1978). Первой на советской сцене была поставлена пьеса «Орфей спускается в ад» с В. П. Марецкой в главной роли (театр им. Моссовета, 1961).
 М. Коренева

Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. . 1990.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Уильямс (Williams), Теннесси" в других словарях:

  • Уильямс (Williams) Теннесси — (настоящие имя и фамилия Томас Ланир, Lanier) (1911—1983), американский драматург. Лиричные психологические пьесы «Стеклянный зверинец» (1945), «Трамвай “Желание”» (1947), «Орфей спускается в ад» (1955), «Кошка на раскалённой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Уильямс, Теннесси — Теннесси Уильямс. УИЛЬЯМС (Williams) Теннесси (настоящее имя Томас Ланир) (1911 83), американский драматург. Лиричные психологические пьесы “Стеклянный зверинец” (1945), “Трамвай Желание “ (1947), “Орфей спускается в ад” (1955), “Кошка на… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Уильямс Теннесси — Уильямс (Williams) Теннесси (настоящие имя и фамилия ‒ Томас Ланир) (р. 26.3.1914, Колумбус, штат Миссисипи), американский драматург. В 1935‒38 учился в университетах Миссури и Айовы. Критическое восприятие действительности («Стеклянный зверинец» …   Большая советская энциклопедия

  • Уильямс Теннесси — (Williams) Уильямс (Вильямс), Теннесси (Williams, Tennessee) (наст. имя и фамилия Томас Ланир; Lanier, Thomas) (1911 1983) Американский драматург. Среди произведений психологические пьесы Стеклянный зверинец (1945), Трамвай Желание (1947)… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Уильямс — I Уильямс (Williams)         Реймонд (р. 31.8.1921, Лланвихангел Кракорни, Уэльс), английский писатель. Окончил Кембриджский университет. В романах «Пограничный край» (1960) и «Второе поколение» (1964, рус. пер. 1975) поставил актуальные для… …   Большая советская энциклопедия

  • УИЛЬЯМС Теннесси — УИЛЬЯМС (Williams) Теннесси (наст. имя Томас Ланир, Lanier) (1911—83), американский драматург и прозаик. Пьесы «Стеклянный зверинец» (1945), «Трамвай «Желание»» (1947), «Орфей спускается в ад» (1955, п. 1960), «Ночь игуаны» (1961), «Соловья… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Теннесси Уильямс — У этого термина существуют и другие значения, см. Уильямс. Теннесси Уильямс Tennessee Williams …   Википедия

  • Теннесси Уильямс — (Tennessee Williams, настоящее имя Томас Ланье Уильямс III, Thomas Lanier Williams III) родился 26 марта 1911 г. в городе Коламбус (штат Миссисипи, США) в семье коммивояжера Корнелиуса Уильямса и Эдвины Уильямс (Дейкинс). Помимо Теннесси в семье… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Уильямс Теннесси — Теннесси Уильямс Драматург Дата рождения: 26 марта 1911 Место рождения: Коламбус …   Википедия

  • Уильямс, Теннеси — Теннесси Уильямс Драматург Дата рождения: 26 марта 1911 Место рождения: Коламбус …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»